Кывам-Карый Зульфакари и его наследие

Кывам-карый Зульфакари и его супруга Фаиза

На рубеже XIX-XX веков в Казани жил и работал известный чтец Корана, признанный мастер каллиграфии и талантливый педагог Кывам-карый Зульфакари. Он родился в 1870 году неподалеку от древнего Булгара в селе Тюгульбаево Казанской губернии. Корни его рода уходят во времена Казанского ханства, о чем свидетельствует составленная им самим родословная. К. Зульфакари принадлежал к числу образованных и передовых людей своего времени. Он владел несколькими языками, в том числе арабским, турецким, персидским. Знал Коран наизусть и был широко известен своим умением правильно и красиво читать его четырьмя разными макамами.

Красивый голос приятного тембра позволил К. Зульфакари в 1913-1917 годах исполнять обязанности муэдзина в 17-й соборной мечети Казани. Слушать его «азан» (призыв к молитве) и проникновенный «вагаз» (проповедь) приходило много верующих, в том числе и из других махаллей.

Несколько раз он совершал хадж, в том числе по найму казанских купцов, а в последний раз вернулся из Мекки в 1910 году.

Примерно в начале XX века К. Зульфакари начинает преподавать в передовых новометодных медресе «Марджания» и «Касымия» правила чтения Корана, чистописание и каллиграфию. В это же время, будучи уже искусным каллиграфом, он подготовил к литографскому изданию ряд популярных у татар религиозных текстов в каллиграфическом исполнении, писал шамаили, шеджере и занимался резьбой каллиграфических надписей на камне.

По всей видимости, издавать свои работы К. Зульфакари начал после Манифеста 17 октября 1905 года, когда в Казани и в России стало бурно развиваться татарское издательское дело.

В собраниях музеев и библиотек Казани, а также в частных коллекциях находятся 13 выявленных работ К. Зульфакари. Часть из них представляют собой переложение текстов хорошо известных в мусульманском мире и популярных у татар-мусульман сочинений по догматике и о рождении Пророка, а другая часть – это работы, появившиеся в процессе педагогической практики. Наиболее яркими примерами таких изданий стали три тетради прописей по чистописанию и каллиграфии, пособия по чтению Корана и по догматике.

Некоторые работы К. Зульфакари были опубликованы без указания года издания, что затрудняет точное определение последовательности их создания и издания.

Вероятно, к числу первых опубликованных им работ относится «Таджвид аль-Куран» (1911) – предназначенное для шакирдов учебное пособие по чтению Корана, включавшее в себя правила таджвида в вопросах и ответах, составленных в соответствии с требованиями экзамена.

Эта публикация, пожалуй, единственная работа К. Зульфакари, изданная типографским способом. Все остальные являются либо литографским изданиями, либо изданиями, сочетающим обе технологии.

К работам, изданным литографским способом, относятся три книги, каллиграфически оформленные К. Зульфакари. В 1912 году была опубликована самая большая из них (96 с.), содержащая популярное во всём мусульманском мире написанное на арабском языке сочинение Джафара ибн Хасана ибн Абд аль-Карима аль-Мадани аль-Барзанджи (ум.1779) «Драгоценное ожерелье о рождении блистательного Пророка», больше известное под названием «Касыда Мавлид ан-Наби».

Вторая книга, каллиграфически написанная и изданная литографским способом, – сборник «Тюркская касыда «Мавлид ан-Наби» – впервые была издана около 1912 года».

Третья книга из этого же ряда – «Догма Амали», предназначенная для шакирдов и изданная приблизительно после 1912 года.

Умер К. Зульфакари в 1921 году. В свое время на его могилу в землю был воткнут деревянный шест с плоским металлическим навершием овальной формы с арабской надписью. По словам знающих людей, таким знаком отмечали могилы только признанных мастеров чтения Корана.

Из книги «Тюркская касыда «Мавлид ан-Наби»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


*