Традиционные методики заучивания Корана

Существуют две методики заучивания Корана, близкие нам исторически, территориально и ментально: среднеазиатская и турецкая. Согласно среднеазиатской, чтение Корана превращается в постоянный зикр. Обычно применяют для детей: им дается одна сура, которую они постоянно читают, с утра до вечера. Постепенно, по мере привыкания, время заучивания сокращается. Желательно, чтобы каждая страница была прочитана 250-300 раз. Сначала дети посвящают одной странице несколько дней, а затем время сокращается и они начинают заучивать одну страницу за несколько часов, а некоторые даже выучивали по 4 страницы в день.

Заучивание у взрослых, естественно, идет медленнее. Взрослому рекомендуется читать одну страницу в течение 5 дней, вечером по одному часу, и предполагается, страница будет прочитана 20 раз. Утром после намаза читают еще 40 минут, но уже быстрее, чтобы успеть прочитать страницу 20 раз. Во второй день эта же страница читается 30 раз, в третий день по четыре раза, а в четвертый и пятый день – по 50 раз. Шестой и седьмой день (условно суббота и воскресенье) являются выходными. По мере заучивания время, необходимое для этого, у взрослых также сокращается.

Турецкая система кардинально отличается от среднеазиатской. У турецкой методики для заучивания страницы наизусть существует два основных метода:

— заучивание по одному аяту, в последующем вновь заученные аяты соединяются с предыдущими. Если аяты слишком длинные, преподаватель рекомендует начинать заучивание с остановок, которые находятся в середине аята. Заучиваемая единица по размеру не должна превышать полутора строчек.

— заучивание по пять строчек с последующим соединением пятистрочий.

Заучивание Корана наизусть по турецкой методике имеет свои особенности и выполняется следующим образом.

Ученик, начиная с первого джуза, заучивает последнюю страницу каждого джуза. Таким образом, когда ученик доходит до конца, получается, что он выучил тридцать страниц (то есть по одной странице из каждого джуза). Затем ученик возвращается к первому джузу и заучивает предпоследнюю страницу. Вместе с вновь выученной предпоследней страницей он повторяет ранее выученную последнюю страницу. Затем подготавливает обе страницы на сдачу преподавателю и на следующее утро, после предварительного повтора, идет сдавать две страницы. Таким образом, с каждом хатмом ученик прибавляет как минимум по одной странице и становится хафизом через 20 хатмов.

Бывают случаи, когда ученик после завершения очередного хатма в силу тех или иных причин затрудняется заучивать новые страницы и соединять их в один урок. В таком случае преподаватель рекомендует не брать новые страницы, а за один хатм повторить и закрепить заученные ранее страницы.

Общие рекомендации:

— желательно, чтобы преподаватель как можно больше присутствовал с учениками в ходе выполнения урока;

— желательно, чтобы урок был сдан как можно раньше, чтобы начать новый урок;

— не рекомендуется перегружать ученика;

— не рекомендуется в качестве наказания применять силу к ученику.

Из книги Абдуллы Адыгамова

«Как стать Коран-хафизом за 30 минут в день»

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


*